Для чего нужен зимний комплект для кондиционера? - VITC33.RU

Для чего нужен зимний комплект для кондиционера?

Как правильно подключить и использовать зимний комплект для кондиционера

Приветствую всех посетителей сайта Кондиционерщик! Сегодня будем подробно разбирать, для чего нужен зимний комплект кондиционера. Узнаем, что представляет собой такой девайс, на что обращать внимание при его выборе и изучим принцип его работы. А также узнаем, как установить низкотемпературный комплект, чтобы кондиционер долго и безотказно работал даже зимой. Поэтому сегодняшняя статья будет полезна и для пользователей и для мастеров!

Но перед тем как мы начнем разбираться во всем этом, будет важно сразу отметить несколько моментов:

  1. Зимний комплект предназначен для работы кондиционера в холодное время года в режиме ОХЛАЖДЕНИЯ.
  2. Чтобы обогреваться зимой при отрицательных температурах существует множество других нагревательных приборов. НЕЛЬЗЯ обогреваться большинством кондиционеров при температуре на улице ниже 0 градусов.
  3. Кондиционер ОЧЕНЬ эффективен в режиме обогрева в межсезонье, когда на улице холодно, но температура положительная.

Немного поясню, почему нельзя использовать кондиционер в режиме обогрева при отрицательных температурах. Когда «сплит» работает в режиме «обогрева», внутренний блок отдает тепло, а внешний блок отдает холод. Таким образом, на внешнем блоке сплит-системы образуется конденсат, который при «минусе» превращается в лед. Конечно, существуют кондиционеры, которые «приспособлены» к низким температурам (защищены от обледенения), но только определенные модели. Этот лед может заблокировать вентилятор внешнего блока. Это является основной причиной. А другая причина это то, что при сильно отрицательных температурах КПД режима «обогрева» становится всё ниже!

Для чего нужен зимний комплект

Для большинства людей кондиционер представляет собой прибор для спасения в первую очень от жары. И это на самом деле его основная функция. Все мы понимаем, что для нашей страны такой прибор актуален летом и, особенно, в южных регионах страны. Но существуют объекты, которые нуждаются в кондиционерах круглогодично и круглосуточно. К таким объектам в основном относятся серверные установки, узлы управления, аппаратные помещения и различные хранилища (склады), в которых необходимо непрерывно поддерживать определенную температуру.

Установки, которые располагается в таких помещениях, работают непрерывно на протяжении всего года, выделяя огромное количество тепла. Перегрев этого оборудования приводит к его неполадкам и поломкам. И очень часто в таких помещениях даже нет прямого выхода на улицу, поскольку располагаются они внутри какого-то огромного комплекса или здания (но если и есть выход на улицу, даже в холодное время года не всегда удается спасти ситуацию традиционным проветриванием). Выход остается один – установить кондиционер с зимним комплектом!

Что представляет собой зимний комплект для кондиционера

Одна из основных деталей кондиционера – это компрессор, внутри которого находится масло. При низких температурах это масло густеет, и работа компрессора «на холодную» сказывается на надежности и эффективности процесса теплообмена (может привести к поломке устройства). Поэтому необходима положительная температура для теплого пуска.

В процессе охлаждения на внутреннем блока сплит-системы образуется конденсат, который обычно выводится на улицу через дренажный шланг. Чтобы вода в этом шланге не замерзла, потребуется его подогрев.

И еще один важный и самый сложный момент — это то, что при отрицательных температурах на улице, требуется поддерживать определенную температуру конденсации. Конденсация, в нашем случае, это момент перехода фреона из газообразного состояния в жидкостное. Звучит всё это сложно, не правда ли? Но заключается эта регулировка в контроле температуры конденсации за счет изменения скорости вращения вентилятора. Вот загнул! Другими словами, скоростью вентилятора регулируется скорость отдачи тепла внешним блоком.

При низких температурах процессы испарения и конденсации нарушаются, что может привести, например, к обмерзанию испарителя или попаданию в компрессор жидкого хладагента. Регулировка температуры конденсации позволяет избежать этих проблем и обеспечить необходимые условия теплообмена.

Таким образом, чтобы сплит-система безотказно работала зимой на охлаждение необходимо решить перечисленные нами проблемы. А решить их можно установкой трех дополнительных деталей:

  • тэна для нагрева компрессора;
  • тэна для нагрева дренажа;
  • регулятора давления конденсации (регулятор скорости вращения вентилятора).

Собственно из этих трех основных деталей и состоит зимний комплект. Кроме этих опций для использования зимой существует еще подогреватель дренажного поддона внешнего блока. Но о нем сегодня говорить мы не будем, а разберем подробнее, как работает каждый из основных элементов.

Начнем с самого простого – с нагревательных тэнов. Для того чтобы «подогреть» компрессор, по кругу его картера устанавливается специальный нагревательный тэн. Также нагревательный элемент устанавливается на выходе дренажного шланга.

Регулятор давления конденсации представляет собой блок, который устанавливается во внешнем устройстве «сплита» и подключается к нему. У этого регулятора есть датчик, который контролирует температуру радиатора внешнего блока. Основываясь на информацию с этого датчика, регулятор изменяет скорость вращения вентилятора. Осуществляется это путем встраивания его в провод вентилятора. Пусть звучит это не совсем корректно, но будет более понятно.

На что обращать внимание при выборе «зимних» комплектующих

  • одной из важных характеристик регулятора является его рабочая температура. Большинство регуляторов способны работать до -30, но существуют модели, работающие до -40. Поэтому, температурный параметр, присущий вашему региону, необходимо учитывать;
  • мощность нагревателя картера также бывает разной. Зависит она от размеров и производительности самого компрессора. Соответственно чем он крупнее, тем мощнее тент потребуется. Также необходимо померить диаметр компрессора и подобрать соответствующую длину нагревателя;
  • нагреватели дренажа в основном различаются по их длине.

Как установить низкотемпературный комплект

Производить монтаж дополнительных опций должен специалист с опытом, поскольку неправильное подключение может привести к серьезным поломкам.

Низкотемпературный комплект, как его еще называют, является универсальным для всех неинверторных кондиционеров. А вот для большинства инверторных моделей регулятор не требуется, и основные производители сплит-систем предлагают собственные дополнительные опции для работы при низких температурах. Установку зимнего комплекта конечно удобнее производить на снятом внешнем блоке, поскольку к нему необходим полный доступ. При этом разбирается его корпус и производится подключение:

  1. Одеваем нагревательный тэн на картер компрессор примерно 5 см от низа. Подключаем его питание желательно через термостат или ставим отдельный автомат.
  2. Блок регулятора давления прикручиваем на свободную стенку корпуса ближе к соединительным колодкам внешнего блока так, чтобы был доступ для его регулировки. Подсоединяем регулятор согласно его схеме. Подключаем его нагрузку «в разрыв» проводу управления вентилятором. Подключаем дополнительный провод регулятора к проводу управления четырехходовым клапаном. Подключаем «питание» регулятора. Далее необходимо правильно установить температурный датчик на радиаторе (теплообменнике) для точного определения температуры. От этой операции будет зависеть вся работа регулятора. Датчик должен стоять на среднем «калаче» радиатора (определяем визуально середину теплообменника). Крепим датчик с помощью хомута (для теплового контакта лучше использовать термопасту и теплоизоляцию).
  3. Дренаж должен выходить на улицу отдельно от остальных коммуникаций (т.е. сверлим отдельное отверстие). На выходе дренажа можно использовать медную трубку, к которой изолентой приматываем нагревательный элемент. Так же возможно применение нагревателя с металлопластиковой трубкой в термофлексе.

В настоящее время существует множество разных зимних пакетов. К ним прилагается подробная инструкция, с помощью которой осуществляем подключение. Надеюсь, что кому-то наша статья была полезна!

Если у вас есть что-то важное дополнить по зимнему комплекту для кондиционеров, то пишите в комментариях!

Предназначение зимнего комплекта для кондиционера и особенности его установки

Обычную сплит-систему используют при температуре наружного воздуха в пределах от -5° до +43°C. Для охлаждения помещения в морозное время года при отметках градусника на улице до -30°C в ее внешний блок устанавливают низкотемпературный комплект или зимний пакет, в состав которого входят несколько отдельных компонентов. Он решает ряд важных технических задач, о которых далее пойдет речь.

Без такого оборудования производить зимний пуск кондиционера нельзя, так как это провоцирует поломку прибора в очень короткие сроки.

В этой статье будут рассмотрены наиболее часто задаваемые вопросы, касающиеся данного оборудования: в чем его предназначение, как оно устроено, каким образом производить его установку, возможна ли эксплуатация кондиционера в зимнее время не только на холод, но и на обогрев при такой защите.

  1. Эксплуатация кондиционера в зимнее время
  2. Устройство и предназначение зимнего пакета
  3. Монтаж и подключение зимнего комплекта
  4. Особенности
  5. Обогрев картера компрессора и регулятор вращения
  6. Обогрев дренажа
  7. Отзывы и стоимость
  8. Выводы

Эксплуатация кондиционера в зимнее время

полная комплектация зимнего пакета

Прежде чем приступить к изучению основной темы, следует сразу оговорить, что использование защитного комплекса дает возможность только охлаждать помещение в морозы, обогрев же при этом исключен. Не стоит верить отзывам пользователей, которые установили зимний комплект для кондиционера и утверждают, что успешно им греются не первую зиму. Даже если оборудование при этом выходит из строя не сразу, то частый ремонт обеспечен в любом случае.

Прибора, обеспечивающего работу системы кондиционирования на тепло при низких температурах, просто не существует, так как это невозможно организовать чисто технически.

Дело в том, что рабочее вещество в кондиционере – фреон – при циркуляции по контуру поглощает тепло и отдает холод, за счет чего воздух охлаждается. Если данный процесс происходит в морозы, то теплообменник внешнего блока становится слишком большим или переразмеренным. Для устранения проблемы найдено рациональное решение – уменьшение его размеров с помощью замедления вращения вентилятора, которое обеспечивает замедлитель вращения или так называемый вариатор. Он входит в состав зимнего пакета на кондиционер и поддерживает необходимый обдув теплообменника вентилятором.

При работе кондиционера на обогрев теплообменник, наоборот, становится слишком маленьким или недоразмеренным. Решение данной проблемы пока не найдено, так как увеличить этот узел нельзя чисто физически. Из этого можно сделать вывод, что низкотемпературный пакет никак не влияет на качество обогрева и не способен его обеспечить.

Что вообще происходит при запуске кондиционера зимой на холод/тепло, когда градусник показывает ниже 0°C? Для нормального переноса тепла температура фазового перехода должна быть ниже температуры окружающего воздуха на 10-15°С. Если на улице градусник показывает меньше 0°C, то температура испарения будет минусовой. Это является причиной обмерзания теплообменника и падения производительности, так как здесь имеется прямая зависимость от давления испарения.

Попросту идет недостаток мощности для нормального испарения, и фреон начинает поступать на всасывание компрессора.

Те, кто допускают эксплуатацию кондиционера в зимнее время без дополнительного оснащения, рискуют испортить оборудование, так как чаще всего при нарушении установленных производителем температурных границ происходит гидравлический удар, перегрев компрессора из-за попадания туда фреона и его окончательная поломка.

Так как повысить производительность кондиционера при работе на обогрев в морозы невозможно ни с одним зимним комплектом, для получения тепла рекомендуется использовать тепловые насосы с увеличенным теплообменником.

Устройство и предназначение зимнего пакета

плата вариатора вращения с нанесенной принципиальной схемой установки

Что входит в состав стандартного зимнего пакета, устанавливаемого на кондиционер? Это:

  • замедлитель вращения вентилятора;
  • обогрев картера компрессора;
  • обогрев дренажа.

Первый компонент имеет еще несколько названий, которые можно встретить в инструкциях по установке зимнего комплекта на кондиционер или в профессиональной литературе: вариатор скорости вращения вентилятора, регулятор температуры конденсации и замедлитель скорости вращения вентилятора.

Его назначение – изменять производительность вентилятора наружного блока по давлению фреона и оптимизировать работу кондиционера в широком диапазоне температур наружного воздуха. Вентилятор при этом может замедляться или ускоряться в зависимости от электрической мощности, идущей на его электродвигатель. Состоит вариатор из:

  • платы;
  • соединительного кабеля;
  • температурного датчика.

Плата компактна и крепится на саморезы в отсек с электроникой, где доступ грязи, пыли и влаги исключен. Для установки предусмотрены специальные монтажные отверстия. Она имеет защиту из силиконового слоя и интеллектуальное управление. Температурный датчик необходим для контроля над температурой конденсации. Относительно его измерений происходит либо отключение, либо включение устройства. Чем холоднее, тем интенсивнее работа. При потеплении, как правило, у большинства современных зимних комплектов предусмотрено автоматическое отключение.

Читайте также  Как почистить кондиционер гри?

Обогрев картера компрессора обеспечивает теплый пуск кондиционера. Он подогревает масло в картере для нормализации его физических свойств, тем самым обеспечивая корректную работу компрессора. Если происходит холодный пуск, то масло вспенивается и заполняет полость компрессора, после чего происходит его поломка.

В сплит-системах отвод влаги из внутреннего блока производится через дренажный шланг, который чаще всего тянут на улицу. Зимой конденсат очень быстро замерзает. Обогрев дренажа устраняет эту проблему за счет подогрева выходящей трубки. На отводе не образуется наледь, а конденсат не заливает помещение.

Чаще всего этот элемент не может саморегулировать свою работу, поэтому на объекте при монтаже зимнего комплекта на кондиционер предусматривают отдельный выключатель, чтобы пользователь мог его отключить при повышении температуры.

Монтаж и подключение зимнего комплекта

устройство замедления вращения вентилятора

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о монтаже и подключении зимнего комплекта на кондиционер, следует отметить, что изначально он предусмотрен для on/off моделей. В инверторных системах надобность в плате управления отпадает, так как вариативность изменения скорости вентилятора уже заложена в модуле управления внешним блоком. В них требуется лишь обогрев дренажа и картера компрессора, то есть установка предполагается в усеченном варианте. Любые монтажные и пуско-наладочные работы начинают с изучения принципиальной схемы подключения зимнего комплекта на кондиционер, которую можно найти в нескольких местах. У большинства устройств она нанесена на плату вариатора или размещена в инструкции установки зимнего пакета, которая прилагается в комплекте к самому устройству.

Особенности

Принципиальная схема не может быть единой для всех, поэтому в каждом отдельном случае используют вариант, рекомендуемый для конкретной модели.

Почему так? Здесь есть много нюансов. Дело в том, что сплит-системы, работающие только на холод не имеют четырехходового клапана, поэтому процесс упрощается. В приборах, работающих в режиме теплового насоса, этот элемент присутствует, что несколько усложняет монтаж и подключение комплекта на кондиционер. В зависимости от количества скоростных режимов вентилятора установка может происходить либо в разрыв фазы, либо в разрыв нейтрали. У некоторых вентиляторов минимальный скоростной режим соответствует минимально возможным оборотам, поэтому установка регулятора вращения вентилятора может быть нецелесообразной.

Обогрев картера компрессора и регулятор вращения

Итак, установка зимнего комплекта на кондиционер начинается с разбора корпуса наружного блока. Сначала модуль демонтируют, потом снимают с сервисных портов защитные и верхнюю крышки и убирают лицевую панель.

В первую очередь крепят обогрев картера компрессора. Его надевают на нижнюю часть картера, чтобы подогрев масла шел более эффективно. Необходимо обеспечить наличие постоянного напряжения. Это исключит возможность холодного запуска и вспенивания масла. После производят подключение регулятора вращения в разрыв цепи вентилятора. У старт-стопных моделей обычно для этого требуется индивидуальное питание. Оно берется с отдельно проложенного провода.

Также при подключении зимнего комплекта предусматривают одновременное включение вариатора с пуском компрессора кондиционера, при этом должна оставаться возможность восстановить прежнюю схему сплит-системы в случае ликвидации модификационного оборудования.

У замедлителя вращения вентилятора есть температурный датчик. Его устанавливают на калач конденсатора, расположенный посредине 1/3 верхней части теплообменника по ходу движения фреона. Здесь происходит их оптимальный контакт, обеспечивающий точное определение температуры конденсации. Сам вариатор устанавливают и запитывают, ориентируясь на принципиальную схему подключения низкотемпературного комплекта на кондиционер, при этом его провода лучше скрепить хомутами из пластика – так будет меньше идти нагрузка на клеммы.

После подключения питания собирают внешний блок, обеспечивая надежное закрепление всех элементов на свои прежние места. Хомутами соединяют провода в один узел, стараясь закрепить их так, чтобы они не соприкасались с корпусом прибора и связуюими магистралями двух блоков. Обязательно проверяют работоспособность регулятора, сначала запустив кондиционер в режиме охлаждения, а потом в режиме обогрева. Показания снимают манометром или термометром.

Обогрев дренажа

Затем устанавливают обогрев дренажа, закрепив его пластиковыми хомутами к дренажному шлангу, и запитывают его. Как правило, если у внешнего блока кондиционера нет питающей клеммы, то вместе с межблочным кабелем прокладывают дополнительный питающий кабель. При наличии питающей клеммы обогрев дренажа, так же, как и обогрев картера компрессора, запитывают с него.

В конце статьи будет дана примерная схема подключения зимнего комплекта, которая подходит для on/off моделей. Для инверторных сплит-систем сначала проводится диагностика оборудования и только потом осуществляется монтаж по подходящей схеме. Некоторые производители выпускают кондиционеры, совмещаемые с зимними комплектами только этой же марки.

После того, как все этапы монтажа окончены, можно запускать кондиционер в эксплуатацию, но для надежной работы в зимнее время обязательно предусматривают еще внешнюю защиту наружного блока. В частном доме его можно поставить в подбалконное пространство, а в условиях многоквартирного дома прибор прячут под специальный навес, перекрывающий прямой доступ осадкам.

Перед проведением монтажа необходимо изучить паспорт изделия с принципиальной схемой.

Отзывы и стоимость

Купить зимний пакет можно как отдельно, так и вместе с установкой. Возможно приобретение каждого элемента поштучно. Преимуществом покупки оборудования с пакетом услуг в том, что фирма дает гарантии на проводимые работы и монтируемую технику.

В зависимости от комплектации дополнительного оборудования и мощности сплит-системы стоимость зимнего комплекта для кондиционера и его монтажа варьируется в среднем от 6000 до 10000 рублей.

Наиболее популярными производителями таких опциональных устройств являются следующие торговые марки:

  • BALLU;
  • DAIKIN;
  • FREONIX;
  • GENERAL CLIMATE;
  • MIDEA;
  • MITSUBISHI.

Судя по отзывам покупателей и профессиональных монтажников, наибольшим спросом пользуются зимние комплекты для кондиционера марок BALLU и GENERAL CLIMATE, так как соотношение их стоимости и качества вполне устраивает большинство пользователей.

Отдельные компоненты для усеченной установки, такие как обогрев дренажа и картера компрессора, температурные датчики, производят в основном русские и итальянские компании:

  • СЕВЕР-5;
  • РДК-8.4;
  • GPC-25X;
  • FASEC-33.

Конечная стоимость пакета на кондиционер для зимнего пуска зависит еще от модификации регулятора, диапазона поддерживаемых им температур и максимальной величины тока нагрузки. Но для получения точной цифры необходимо проводить осмотр прибора мастером.

Выводы

Для бытовой сплит-системы нет необходимости в монтаже низкотемпературного пакета, так как в квартире вряд ли понадобится производить зимой пуск кондиционера на охлаждение, а продуктивный и энергоэффективный обогрев обеспечивают электрические нагреватели.

Для чего нужен зимний комплект для кондиционера

Нагреватель дренажный 0.5м+1м

Нагреватель картера 50 Вт

Регулятор давления конденсации РДК-8.4

Работы по установке зимнего комплекта

На месте Выезд
3000 р. 4000 р.

Зимний комплект для бытового кондиционера позволяет климатическому оборудованию функционировать при низких температурах, превращая его таким образом в универсальное устройство. Теперь я расскажу подробнее, как осуществляется этот процесс.

Как правило, мы используем функцию охлаждения, но функцию обогрева практически не включаем. Это обусловлено жесткими ограничениями эксплуатации климатического оборудования в холодную пору. Если за окном температура воздуха опустилась ниже нуля (примерно до -3°С), то использовать оборудование уже не рекомендуется. Лишь немногие производители делают свою продукцию таким образом, что они могут функционировать при температуре до -7°С. Чем мы можем навредить сплит-системе, если не будем придерживаться этих рекомендаций?

Почему нельзя включать кондиционер зимой

Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно понять принцип работы системы кондиционирования: компрессор (это сердце прибора) закачивает хладагент – фреон – в конденсатор-теплообменник, в котором он охлаждается. Там же газ переходит в жидкое состояние и далее подается в испаритель, где происходит захват тепловой энергии из воздуха в процессе его испарения. Затем производится перенос энергии газообразным хладагентом в конденсатор, где он выпускает ее в окружающий воздух и одновременно охлаждается в процессе перехода в жидкую форму. При передаче тепла уличному воздуху, газообразный фреон становится холодным. Этот холод он и переносит внутрь помещения.

Когда вы включаете кондиционер в режиме «обогрев», конденсатор с испарителем меняются местами с помощью специального устройства, которое называется четырех переходный клапан. Но почему же все-таки не разрешается использовать климатическую систему зимой?

Нужно понимать, что принцип функционирования любой климатической установки основан на испарении и конденсации, на охлаждении и нагревании. Что происходит, когда холодный металл контактирует с теплым влажным воздухом? Верно, образуется конденсат, то есть влага, имеющая свойство замерзать в условиях холода. В кондиционере предусмотрен дренажный трубопровод, предназначенный для вывода этой влаги за пределы комнаты. Если влага замерзнет, а при минусовой температуре она, конечно же, замерзнет, образуется ледяная пробка, и когда ей деваться уже будет некуда – начнет просачиваться в корпус кондиционера. Это гарантированно выведет его из строя и потребуется сервисное обслуживание сплит системы .

Вот некоторые последствия, которые могут произойти при использовании кондиционера зимой:

  • При низких температурах может замерзнуть масло в компрессоре. Это может привести к его остановке либо к существенному износу.
  • В холодных условиях хладагенту негде взять тепло для переноса его в помещение, поэтому его работа на обогрев становится неэффективной.
  • Существует большая вероятность того, что охлажденный фреон просто не успеет перейти в газообразную форму, и попадет в компрессор. Это может вывести из строя фреоновую магистраль и компрессор – самый дорогостоящий агрегат в системе.

Чем может помочь зимний комплект

Такие комплекты для бытового кондиционера предусматривают следующие приборы:

  • Датчик. При низких температурах он передает на контроллер сигнал, чтобы он замедлил работу вентилятора наружного модуля. Таким образом, это позволяет уменьшить вероятность обледенения приборов.
  • Обогреватель масла компрессора, который работает в то время, когда кондиционер выключен. Это позволяет поддерживать масло в жидком состоянии, что, в свою очередь, значительно облегчает старт системы.
  • Прибор для обогрева дренажного трубопровода. Его наличие исключает замерзание конденсата и появления ледяной пробки.

Сегодня некоторые производители выпускают низкотемпературные модели кондиционеров, которые уже оснащены аналогичными зимнему комплекту устройствами. Они без проблем работают на охлаждение помещения, даже если за окном температура воздуха -25°С. Но работают только на охлаждение, а не на обогрев. Ведь невозможно из холода получить тепло.

Многие могут возразить, зачем тогда нужен зимний комплект, и зачем вообще зимой охлаждать помещение. Дело в том, что охлаждение осуществляется не для людей, а для некоторых помещений, в которых работает большое количество оборудования. К примеру, это могут быть серверные. Ведь известно, что во время функционирования оборудование воспроизводит большое количество тепла. Также, в таких кондиционерах могут нуждаться некоторые лаборатории, где необходимо поддерживать низкую температуру. Именно для них были разработаны зимние сплит-системы, способные работать при минусовых температурах. Когда Вы купите кондиционер, то мы с радостью проведем монтаж кондиционера в Москве в самые быстрые сроки.

Можно ли выполнить монтаж зимнего комплекта самостоятельно?

Подключение приборов зимнего комплекта может без труда выполнить человек, который хоть немного разбирается в технике. Производители для этих случаев размещают на каждом приборе схему подключения, поэтому перепутать что-либо достаточно трудно.

После подключения приборов, особенно это касается регулятора вращения вентилятора, следует проверять их работу. Если сначала вентилятор заработал на полную силу, а потом по команде температурного датчика сбавил обороты, значит, регулятор подключен верно.

Конечно же, если вы сомневаетесь в собственных силах, лучше обратиться в сервисную службу. Также, я бы рекомендовал приобрести и установить специальный козырек для наружной секции сплит-системы, который будет оберегать его от атмосферных осадков в холодное время.

Нагреватель дренажный 0.5м+1м

Нагреватель картера 50 Вт

Регулятор давления конденсации РДК-8.4

Работы по установке зимнего комплекта

Инструкция по установке зимнего комплекта для кондиционера

Кондиционер — незаменимый прибор в летнюю жару. Чаще всего его используют именно в режиме охлаждения, хотя он способен и нагревать воздух. Чтобы понять, почему эта функция не столь востребована, нужно разобраться в принципе работы устройства и предназначении зимнего комплекта для кондиционера. Ведь если бы всё было так просто, многие люди использовали бы этот аппарат зимой для обогрева, но это не всегда возможно.

  • 1. Принцип работы кондиционера
  • 2. Использование прибора в холодное время
  • 3. Устройство зимнего пакета
  • 4. Инструкция по установке
    • 4.1. Регулятор вращения и обогрев картера
    • 4.2. Обогрев дренажа

    Если вчитаться в инструкцию практически любого бытового кондиционера, то можно обнаружить, что она прямым текстом запрещает использовать его при температуре на улице ниже 5 С. При отметках в ноль градусов и ниже специалисты рекомендуют его даже не включать. Получается, что обогрев или охлаждение помещения зимой с его помощью невозможны? Реклама зимних пакетов для кондиционера иногда утверждает, что успешно решает обе эти задачи, но не всё так просто.

    Принцип работы этого устройства заключается в переносе в воздух тепла при холоде и, соответственно, охлаждения при духоте и жаре. Главная его часть — это компрессор, который сжимает хладагент (чаще всего — фреон), повышая в нём давление и заставляя его перейти в другое агрегатное состояние — превратиться из газа в жидкость. Этот процесс называется конденсацией, и при нём высвобождается большое количество тепла, выходящего наружу.

    После этого фреон попадает в испаритель, где осуществляется обратный фазовый переход — из жидкости в газ. При этом хладагент забирает тепло из окружающей среды, после чего снова перемещается в компрессор, сжимающий его и выбрасывающий нагретый воздух наружу.

    Чтобы обогреть помещение, нужно как бы поменять полярность компрессора и испарителя. Специальный реверсивный клапан разворачивает движение фреона, и тепло переносится с улицы в помещение, а холод уходит из квартиры. Это очень выгодный способ, ведь энергия не расходуется на обогрев воздуха, а идёт лишь на питание компрессора. Такое устройство имеет куда большую мощность, чем любой обогреватель. Тем не менее эта функция часто остаётся незадействованной, и тому есть несколько причин.

    В зимний период возникает множество проблем при использовании кондиционера. Вот основные из них:

    1. 1. Наружная дренажная система, через которую отводится конденсат, замерзает. При этом вода, не находя выхода, может проникать во внутренние детали устройства, вызывая поломки.
    2. 2. Компрессор во время работы аппарата сильно нагревается, и для его охлаждения в корпус отправляется воздух. При этом тоже образуется конденсат, который на морозе превращается в наледь, отрицательно влияющую на работоспособность.
    3. 3. Низкие температуры приводят к замерзанию масла в картере компрессора. При штатной работе оно смешивается с фреоном и, перемещаясь по устройству, смазывает детали изнутри. Без масла они куда быстрее изнашиваются.

    Но главная проблема, связанная с использованием кондиционера зимой, касается именно обогрева, который в холодный период наиболее актуален. Из схемы функционирования аппарата следует, что он не генерирует тепло сам по себе, а переносит его из воздуха снаружи в помещение. Соответственно, атмосфера на улице должна хоть немного прогреться. Если же внешняя температура не превышает внутреннюю или опускается ниже, тепла из такого воздуха практически не выделяется, а кондиционер работает вхолостую.

    Более того, при недостатке тепла все функции работают не в полную силу, из-за чего фреон, не успевший нагреться и перейти в газообразное состояние, может попасть в компрессор ещё жидким. При этом происходит гидродинамический удар, способный если не сломать прибор сразу же, то значительно укоротить его срок службы.

    Поэтому использование зимних комплектов для сплит-системы возможно лишь в тех случаях, где нужно охлаждение воздуха зимой. Таких мест немало: это различные серверные, вычислительные центры, аппаратные залы и прочие помещения, где происходит перегрев, но нельзя проветривать из-за риска попадания конденсированной воды на дорогостоящую технику. Кроме того, кондиционеры в любое время года используются в кузнечных цехах, пекарнях, кухнях кафе и ресторанов, где поддерживается высокая температура, а сквозняки могут быть опасны для здоровья обслуживающего персонала.

    Стандартный низкотемпературный комплект для кондиционера состоит из трёх основных элементов. Он включает в себя:

    • замедлитель скорости вращения вентилятора;
    • систему обогрева картера конденсатора;
    • обогрев дренажа.

    Замедлитель (вариатор) скорости вращения состоит из температурного датчика, платы и соединительного кабеля. Он измеряет температуру фреона и соответственно ей регулирует производительность вентилятора, вмонтированного во внешний блок. Вентилятор может вращаться быстрее или медленнее в зависимости от мощности, поданной на него от электродвигателя.

    Компактная плата прикрепляется в отсек электроники при помощи саморезов. Там она защищена от пыли, грязи и влаги. Установить её можно в специально предусмотренные монтажные отверстия. Плата покрыта слоем силикона и оснащена интеллектуальным управлением. Температуру конденсации контролирует температурный датчик, заставляющий устройство работать на полную мощность при похолодании и постепенно отключающий его при потеплении. После достижения определённой отметки вентилятор может быть полностью выключен.

    Система обогрева картера не допускает замерзания масла, постоянно подогревая его. Это позволяет сохранить нормальные физические свойства вещества, необходимые для штатной работы кондиционера. Переохлаждение масла чревато поломкой устройства.

    Обогрев дренажа решает ещё одну основную проблему использования аппарата в зимний период — замерзание дренажного шланга. При этом конденсат не замерзает, вода отводится наружу, не заливая помещения и внутреннего устройства кондиционера. Эта часть зимнего пакета редко снабжена автоматической регуляцией, поэтому для неё предусматривается специальный выключатель, при помощи которого можно её отключить при перегреве.

    Перед тем как начинать подключение, нужно внимательно изучить инструкцию зимнего комплекта для кондиционера. Стоит помнить, что для разных моделей установка будет различаться:

    • Для традиционных приборов, работающих по схеме «включён/выключен» (после включения кондиционер стремится достичь заданной температуры, затем отключается, а потом автоматически включается, когда вновь стало жарче или холоднее, чем задано), потребуется полный комплект.
    • Более современные сплит-системы инверторного типа работают несколько иначе: они включены постоянно и лишь снижают скорость вращения вентилятора за счёт понижения подаваемой на него мощности. Температура при этом регулируется более плавно. В таком аппарате уже заложена возможность перемены скорости вентилятора, поэтому дополнительно устанавливать этот элемент не нужно — достаточно ограничиться двумя другими.

    Нет смысла ставить регулятор скорости и в том случае, если минимальный скоростной режим соответствует минимально возможному количеству оборотов вентилятора.

    Установка зимнего комплекта на кондиционер может иметь свои особенности. Например, в сплит-системах, способных только охлаждать и лишённых функции нагрева, нет 4-ходового клапана, который несколько осложняет монтаж. Он обычно присутствует в кондиционерах, нагревающих помещение, и в этом случае придётся применить больше усилий. Кроме того, в зависимости от количества скоростных режимов у кондиционера устанавливать комплект можно во время разрыва фазы или разрыва нейтрали.

    Для установки этих двух частей комплекта нужно сначала разобрать корпус наружного блока. Для этого необходимо демонтировать модуль, снять с сервисных портов крышки и убрать лицевую панель.

    Затем нужно закрепить обогрев картера конденсатора. Чтобы механизм работал более эффективно, его устанавливают на нижней части картера. Для полного исключения холодного пуска и успешного подогрева масла нужно провести к нему постоянное напряжение.

    После этого можно перейти к установке регулятора вращения. Его подключают в разрыв цепи вентилятора и питают от отдельно проложенных проводов, которые желательно скрепить хомутами из пластика.

    Подключая зимний комплект, нужно предусмотреть вариант одновременного включения регулятора скорости и запуска компрессора. Кроме того, система должна сохранить первоначальный вид после возможного отключения зимнего пакета оборудования.

    Температурный датчик вариатора вращения нужно установить на калач конденсатора. Он находится в центре первой трети верхней половины теплообменника по направлению движения фреона. Именно в этом месте можно наиболее точно определить температуру хладагента.

    После окончания установки можно снова собрать внешний блок, закрепляя все элементы на тех же местах, где они и были. При этом нужно хомутами закрепить провода так, чтобы они не прикасались к связующим магистралям двух блоков или корпусу аппарата. Потом надо проверить, насколько хорошо работает зимний комплект, запустив кондиционер попеременно в двух режимах (охлаждения и обогрева). Для снятия показаний можно использовать термометр или манометр.

    Чтобы установить последнюю часть системы (обогрев дренажа), нужно примотать её хомутами к дренажному шлангу и подать питание. Если на внешнем блоке отсутствует питающая клемма, то придётся проложить отдельный кабель. Если же она есть, то запитать обогрев дренажа, как и обогрев картера, можно с неё.

    После окончания работ можно начинать эксплуатировать кондиционер, но для идеального функционирования в зимнее время пригодится ещё и наружная защита внешнего блока. Его нужно поставить в место, защищённое от попадания осадков, например, под балконом или навесом.

    Стоит помнить, что не каждый зимний пакет подходит для всех моделей кондиционеров. Существуют и такие устройства, которые совместимы только с пакетом той же фирмы. Особенно часто это встречается у инверторных аппаратов, поэтому перед установкой нужно тщательно изучить инструкцию и найти лучший вариант.

    Но и при использовании зимнего пакета обогрев при помощи кондиционера зимой невозможен. Даже если какое-то время аппарат работает в таком режиме, в перспективе это приведёт к его поломке.

    Перед любым приобретением важно знать, что о нём думают другие покупатели. Если есть сомнения, нужен ли в конкретном случае зимний пакет и удастся ли его установить самостоятельно, можно почитать отзывы о нём.

    Выбирал инвертор в серверную, остановился на аппарате от Ballu. Рекомендую заказывать монтаж в той же фирме, в которой был куплен кондиционер. Система вместе с зимним комплектом была установлена в марте, хотя пытались посоветовать сдвинуть сроки на более тёплое время. Договорились отложить последний элемент монтажа до лета. В июне выехали, провакуумировали и запустили — заняло не более часа.

    Поставили зимний комплект на кондиционер Mitsubishi. Обледеневать перестал, зимой хорошо охлаждает помещение. Установка была быстрой. Хотя и нечасто используем его, но работой довольны.

    Самостоятельно установил комплект для зимы на кондиционер. С подключением питания помучиться пришлось, но в целом всё доступно для новичка. Работает лучше, подтекать перестал. Если есть желание разобраться, то дерзайте — всё получится.

    Зимний комплект для кондиционера — решение для работы при минусовой температуре

    Зимний комплект для кондиционера позволяет использовать климатическое оборудование при низких температурных показателях, превращая это устройство в универсальное. А как он это делает, попробуем сейчас разобраться.

    В основном, функция обогрева в кондиционере практически не используется, так как существуют жесткие рамки эксплуатации климатических систем в холодное время года. Если температура воздуха на улице перевалила за нулевую отметку, то использовать устройство уже не рекомендуется. Только некоторые производители делают свои кондиционеры таким образом, чтобы пользоваться ими можно до -7 С°. Почему это так вредно для современной сплит-системы?

    1. Почему нельзя пользоваться системой кондиционирования зимой
    2. Как может помочь зимний комплект
    3. Как монтировать «зимний комплект»

    Почему нельзя пользоваться системой кондиционирования зимой

    Для того чтобы понять почему нельзя пользоваться кондиционером в холодное время года нужно вспомнить его принцип работы: компрессор закачивает фреон в конденсатор-теплообменник где он охлаждается. После чего он сжимает газ до состояния жидкости и подает его в испаритель, в котором и происходит захват теплой энергии из воздуха при испарении. После чего происходит перенос этой энергии газообразным фреоном опять в конденсатор, где он и отдает ее окружающему воздуху, охлаждаясь и переходя в жидкую фазу. Отдавая тепло уличному воздуху, газ становится холодным и переносит этот холод с улицы к вам домой, отдавая принесенный холод испарителю, а заодно и воздуху его обдувающему.

    Когда климатическая система начинает работать на обогрев помещения, месторасположение конденсатора и испарителя меняется местами при помощи некого устройства, именуемого четырех переходным клапаном. Так почему же нельзя им пользоваться зимой, спросят многие.

    Дело в том, что принцип работы любой сплит-системы основан на конденсации и испарении, на нагревании и охлаждении. А, что случается, когда холодный металл встречается с более теплым влажным воздухом? Правильно, образуется конденсат, т.е влага, которая в условиях холодного воздуха попросту замерзает. Когда в кондиционере появляется влага, то она стекает по дренажному трубопроводу за пределы помещения. Если эта влага замерзнет, а она при температуре ниже нуля обязательно замерзнет, то ей некуда будет деваться и она начнет просачиваться через соединения трубопровода в корпус устройства, что неминуемо приведет к выходу его из строя.

    • Кроме того, на морозе замерзает масло в компрессоре, что может привести к остановке или к серьезному его износу.
    • В условиях холодного воздуха фреону негде будет взять тепло для переноса его в комнату, поэтому эффективность нагрева воздуха становиться практически нулевой.
    • Холодный фреон может не успеть перейти из жидкой фазы в газообразную, и попадет в компрессор, из-за чего может получиться гидроудар и попросту убить компрессор и фреоновую магистраль.

    Как может помочь зимний комплект

    Зимний комплект для сплит-системы включает в себя:

    • Датчик, который при низких температурах дает команду на контроллер, замедляя работу вентилятора внешнего блока. Это уменьшает появление обледенения приборов.
    • Специальный обогреватель масла компрессора при неработающем кондиционере. Это поддерживает мало в жидком состоянии и дает возможность легкого старта оборудования.
    • Устройство, которое обогревает дренажный трубопровод, что избавляет его от замерзания конденсата и образования ледяной пробки.

    В настоящее время некоторые производители выпускают так называемые низкотемпературные сплит-системы, которые сразу оснащены подобным зимнему комплекту оборудованием. Они могут прекрасно работать на охлаждение воздуха в помещении, до температуры «за бортом» -25С°. Именно на охлаждение, а не на нагрев, так как все в этом мире подвластно физическим законам, а особенно закону термодинамики. Нельзя из холода получить тепло, не затрачивая на это энергии.

    http://www.youtube.com/watch?v=MsR0gLum_dU Предвидим негодующие возгласы по поводу для чего же тогда зимний комплект, и кто будет охлаждать квартиру зимой! Все дело в том, что охлаждение помещения в зимний период нужно не людям, а некоторым механизмам и таким помещениям, в которых установлено большое количество вычислительной техники. Кроме того, охлаждение до определенных температур необходимо в некоторых лабораториях и при определенных технологических циклах. Именно для них и был придуман зимний кондиционер, который может работать на охлаждение даже при минусовых температурах.

    Как монтировать «зимний комплект»

    Как правило, такой набор состоит из трех блоков:

    • Устройство подогрева компрессорного масла.
    • Устройство, которое автоматически регулирует частоту вращения вентилятора.
    • Устройство подогрева дренажного трубопровода.

    Подключение этих приборов не составит труда для человека, разбирающегося в технике, ведь на каждом из них, для наглядности нарисована схема подключения. Итак, после подключения устройств, а особенно регулятора вращения вентилятора, нужно проверить его работу, т.е подать на контакты напряжение. Если вентилятор начал крутиться в полную силу, а затем сбавил обороты согласно команде температурного датчика, то регулятор подключен правильно.

    Совет: Если вы крайне нуждаетесь в работе кондиционера при минусовой температуре уличного воздуха и решились на установку зимнего комплекта, то обратитесь в сервисную службу. А если вы хоть что-то хотите сделать своими руками для защиты своей сплит-системы, то приобретите и установите козырек для кондиционера, который будет защищать его в холодное время года от пагубного воздействия атмосферных осадков.

    Зимний комплект для кондиционеров: назначение, принцип действия и правила установки

    Экология потребления. Усадьба: Попробуем прояснить из чего состоит зимний комплект для кондиционеров, как он устанавливается и в каком режиме должен работать оснащенный им кондиционер.

    В продаже появился зимний комплект для кондиционеров, который позволяет эксплуатировать такие приборы при очень низких температурах. В быту кондиционер в холодную погоду включается только на обогрев, поэтому пользователи ошибочно полагают: при наличии зимнего комплекта его можно будет использовать в качестве отопителя даже в сильные морозы.

    Работа кондиционера в качестве обогревателя

    Все вопросы о целесообразности применения зимнего комплекта исчезнут сами собой, если понять, как именно кондиционер обогревает помещение. Этот прибор кардинально отличается от электрообогревателей вроде тепловентилятора, конвектора и масляного радиатора. Они просто преобразуют энергию электрического тока в тепловую за счет включения в цепь проводника с высоким электрическим сопротивлением.

    Кондиционер же поступает гораздо хитрее – он, можно сказать, выкачивает тепло с улицы и доставляет его в дом. Какое же там тепло, — спросит кто-то из читателей, — если вот-вот сосульки на крыше появятся?

    Действительно, по нашим ощущениям воздух на улице в преддверии зимы является довольно холодным. Но даже он, хотя это, на первый взгляд, и противоречит здравому смыслу, может выступить в роли источника тепловой энергии. Такие источники называют низкопотенциальными. Отбирать у них тепловую энергию помогает замечательное свойство газов менять свою температуру в зависимости от давления. Поставим мысленно эксперимент:

    1. Возьмем некий сосуд, объем которого может меняться, и заполним его любым газом. Пусть это будет что-то наподобие заглушенного шприца с поршнем.
    2. Выйдя на улицу, увеличим объем сосуда. Газ при этом остынет. Если правильно подобрать объем сосуда и газ, то его температура окажется ниже температуры наружного воздуха, даже если тот будет почти морозным. Из-за разности температур начнется теплообмен – газ в сосуде начнет нагреваться.
    3. Вернувшись в помещение, уменьшим объем сосуда, сжав имеющийся в нем газ. Температура последнего тут же возрастет и станет более высокой, чем у воздуха в помещении, даже если там относительно жарко. Снова начнется теплообмен, только уже в другую сторону – тепловая энергия будет сообщаться от газа окружающей среде.

    Поясним на примере: при остывании водяного пара с температуры в 120 градусов до 90 (он при этом сконденсируется) выделится намного больше тепловой энергии, чем при остывании со 150 градусов до 120 – то есть на те же 30 градусов.
    По описанному принципу и работает кондиционер в режиме отопления. Только вместо одного сосуда, который пришлось бы перемещать изнутри наружу и обратно, используются два (они называются теплообменниками), один из которых все время расположен в помещении, а второй – снаружи.

    Газ перетекает из одного теплообменника в другой и обратно по магистралям. Еще одно отличие: давление газа (он называется хладагентом) увеличивается не за счет уменьшения объема сосуда, а путем нагнетания его компрессором.

    После знакомства с принципом работы кондиционера очевидными становятся следующие выводы:

    1. Производимое кондиционером тепло является, по сути, дармовым. Конечно, для получения тепловой энергии нужно потратить электрическую (главным образом, для работы компрессора), но в соотношении не 1:1, как в случае с электрообогревателями, а 1:3 или даже 1:4. То есть за 1 потраченный кВт электричества мы получаем 3 – 4 кВт тепла.
    2. Производительность кондиционера по теплу зависит от температуры снаружи. Если она достигнет некоторого минимального значения, которое определяется физическими свойствами применяемого хладагента и конструкции прибора (главным образом, объемами теплообменников), отток тепла снаружи прекратится.

    В основном режиме – на охлаждение – кондиционер работает по тому же принципу, только при помощи специального 4-ходового клапана направление движения хладагента меняется таким образом, что его сжатие с конденсацией происходит в наружном теплообменнике, а испарение с расширением – во внутреннем. При этом наблюдается отток тепла из помещения на улицу.

    Недостатки работы в зимний период

    Итак, включать зимой кондиционер в режиме отопления бессмысленно, но тогда, может быть, им можно пользоваться в это время года для охлаждения? Ведь далеко не всегда имеется возможность избавиться от жары в помещении путем проветривания. К примеру, в серверных нельзя открывать окна из-за высокого содержания пыли и влажности в наружном воздухе. В пекарнях и тому подобных предприятиях – из-за сквозняков, которые легко могут простудить разгоряченных сотрудников. Нет, даже в режиме охлаждения кондиционер при морозах включать не следует. На то есть две причины:

    1. На холоде застывает масло, смазывающее трущиеся поверхности деталей компрессора. В результате те начинают работать с повышенным износом и вскоре компрессор выходит из строя.
    2. Образующийся на внутреннем теплообменнике конденсат замерзает в дренажной системе, по которой он выводится наружу – формируется ледяная пробка. Из-за этого конденсатоприемник переполняется и из внутреннего блока начинает литься вода.

    Что касается режима обогрева, то его активация зимой чревата не только низкой эффективностью, но и поломкой компрессора. При таком режиме и без того холодный испаритель оказывается снаружи, в условиях низких температур. Из-за этого хладагент, поступивший в испаритель в жидком виде, может не успеть испариться. Тогда он так и попадет в компрессор, что приведет к возникновению гидроудара и, как следствие, поломке нагнетателя.

    Как работает зимний комплект?

    Какие же компоненты входят в состав зимнего комплекта и для чего они служат? Всего их три:

    1. Особая электросхема на плате – замедлитель скорости вращения вентилятора. Если в сильный холод вентилятор в наружном блоке будет вращаться с обычной скоростью, хладагент в конденсаторе (речь идет о режиме охлаждения, при котором конденсатор находится снаружи) остынет слишком сильно. Тогда хладагент в испарителе опять же не будет испаряться, становясь причиной гидроудара. Если же хладагент все же успеет испариться и кондиционер продолжит работу, испаритель окажется сильно холодным и начнет обмерзать. Поэтому интенсивность обдува уменьшают ровно настолько, чтобы ее хватало для конденсации хладагента в конденсаторе (температура конденсации отслеживается специальным датчиком).
    2. Система подогрева картера компрессора – поддерживает температуру масла в приемлемом диапазоне.
    3. Система подогрева дренажной системы.

    Как видно, зимний комплект не решает проблем, характерных для режима обогрева – низкую эффективность и риск образования гидроудара. Он позволяет пользоваться кондиционером в сильный мороз только в режиме охлаждения.

    Установка зимнего комплекта на кондиционер

    Рассмотрим поэтапно монтаж зимнего комплекта на кондиционер:

    Установка обогревателя на картер компрессора

    Необходимо разобрать наружный блок, сняв защитную панель, и надеть обогреватель на нижнюю часть картера компрессора.

    Установка замедлителя (вариатора) скорости вращения вентилятора

    Данный компонент устанавливается только на Start/Stop-кондиционерах. Инверторные модели, которые работают без отключений, уже имеют встроенный вариатор. Кроме того, замедлитель нет смысла устанавливать на те кондиционеры, у которых 1-я скорость вращения вентилятора является минимально возможной по техническим соображениям.

    Схема установки для той или иной модели может отличаться.

    Она зависит от следующих особенностей:

    • Наличие 4-ходового клапана (в приборах, работающих только на охлаждение, его нет);
    • число скоростей вентилятора: от этого зависит место включения платы – в разрыв фазы или нейтрали.

    Поэтому в каждом конкретном случае необходимо тщательно изучать инструкцию. Общий порядок установки:

    1. Нужно включить замедлитель в разрыв цепи вентилятора.
    2. Далее к нему прокладывается отдельный провод для электропитания.
    3. На калач наружного теплообменника, расположенный посредине первой трети (по ходу движения хладагента) его верхней части, нужно установить температурный датчик.

    Чтобы уменьшить нагрузку на клеммы, провода электропитания скрепляют пластмассовыми хомутами.
    После монтажа замедлителя собирают наружный блок и проверяют работу нового компонента, включая кондиционер в режиме обогрева и охлаждения. При этом нужно контролировать давление или температуру хладагента, используя манометр или термометр.

    Установка системы обогрева дренажа

    Данный компонент следует прикрепить к дренажной трубке пластмассовыми хомутами, после чего к нему подводится питание. У большинства моделей включение и отключение данной системы осуществляется вручную, для чего рядом с внутренним блоком устанавливается выключатель. У некоторых кондиционеров на наружном блоке имеется питающая клемма. От нее можно запитать обогреватели картера компрессора и дренажной трубки – тогда к ним не нужно будет тянуть провода из помещения. опубликовано econet.ru Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

    Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
    Подпишитесь на наш ФБ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: