В каком классе изучают закон Ома? - VITC33.RU

В каком классе изучают закон Ома?

Физика. 10 класс

Конспект урока

Физика, 10 класс

Урок 29. Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. условия, необходимые для существования электрического тока;
  2. постоянный электрический ток;
  3. закон Ома для участка цепи;
  4. формула расчета сопротивления проводника с учетом свойств материала проводника и его геометрических размеров;
  5. типы соединений проводников и формулы расчета параметров электрической цепи для каждого типа.

Глоссарий по теме.

Сила тока I — скалярная величина, равная отношению заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, к промежутку времени t, в течение которого шёл ток.

Постоянный ток — электрический ток, не изменяющийся со временем.

Последовательное соединение проводников. При последовательном соединении электрическая цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают в цепь поочередно друг за другом.

Параллельное соединение проводников. При параллельном соединении концы проводников присоединены к одной и той же паре точек.

Смешанное соединение проводников это такое соединение, когда в цепи присутствует и последовательное, и параллельное соединение.

Узел – это точка электрической цепи, где сходится не менее трех ветвей.

Свойство проводника ограничивать силу тока в цепи, то есть противодействовать электрическому току, называют электрическим сопротивлением проводника.

Резистор или проводник — элемент электрических цепей, обладающий определённым или переменным значением электрического сопротивления.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 335 – 340.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. — М.: Дрофа, 2009. – С. 105 – 109.

3. Элементарный учебник физики. Учебное пособие в 3 томах под редакцией академика Ландсберга Г.С.: Т.2. Электричество и магнетизм. – 12-е изд. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. С. 110 – 115.

4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М. «Просвещение», 1972. С. 83 – 87.

5. Савельев И.В. Курс общей физики, том II. Электричество. М.: Изд. «Наука», 1970 г. С. 108.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для дополнительного изучения

Сложно представить нашу жизнь без электрического тока. Каждый день, не задумываясь, мы используем различные электрические приборы, в основе работы которых лежат простые и сложные электрические цепи. Какому закону подчиняются основные параметры электрических цепей? Как рассчитать эти цепи, чтобы приборы работали исправно?

Вы уже знаете, электрическим током называют упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

Для возникновения и существования электрического тока в проводнике необходимо:

  1. наличие свободных заряженных частиц;
  2. сила, действующая на них в определённом направлении, то есть наличие электрического поля в проводнике.

Различают следующие действия электрического тока:

  1. тепловое ;
  2. химическое ;
  3. магнитное .

Постоянный ток — электрический ток, у которого сила тока и направление не изменяются со временем.

Сила тока I равна отношению электрического заряда q, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t:

За направление электрического тока условно выбрано направление движения положительно заряженных частиц, то есть в сторону, противоположную направлению движения электронов.

Для каждого проводника – твердого, жидкого и газообразного – существует определённая зависимость силы тока от приложенной разности потенциалов (напряжения) на концах проводника. Эту зависимость выражает, так называемая, вольт-амперная характеристика проводника.

Для широкого класса проводников (в т. ч. металлов ) при неизменной температуре справедлив закон Ома для участка цепи:

Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна приложенному напряжению U и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка цепи:

Закон имеет простую форму, но доказать экспериментально его справедливость довольно трудно.

Закон Ома является основой всей электротехники постоянных токов. Из закона Ома вытекает, что замыкать обычную осветительную сеть проводником малого сопротивления опасно.

Основная электрическая характеристика проводника – сопротивление. От этой величины зависит сила тока в проводнике при заданном напряжении. Причиной электрического сопротивления является взаимодействие электронов при их движении по проводнику с ионами кристаллической решетки. Сопротивление проводника зависит от свойств материала проводника и его геометрических размеров.

Электрическое сопротивление металлов прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его поперечного сечения:

где величина ρ – удельное сопротивление проводника — величина, зависящая от рода вещества и его состояния (от температуры в первую очередь). Удельное сопротивление веществ приводятся в справочных таблицах.

Омметр – прибор для измерения сопротивления.

От источника тока энергия может быть передана по проводам к устройствам, потребляющим энергию. Для этого составляют электрические цепи различной сложности. Различают последовательное, параллельное, смешанное соединения проводников.

Последовательное соединение проводников. При последовательном соединении электрическая цепь не имеет разветвлений. Все проводники включают в цепь поочередно друг за другом. Главная особенность последовательного соединения заключается в том, что через все проводники протекает одинаковый ток. Если через один проводник протекает ток определенной величины, то такой же ток протекает и через все остальные. Если хотя бы в одном проводнике отсутствует ток, то он обязательно отсутствует и во всех остальных. Напряжение на концах последовательно соединенных проводников складывается. Полное сопротивление всего участка цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений всех проводников.

Последовательное соединение

Закон Ома. Физика. 8 класс. Разработка урока

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • образовательные: установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка, сформулировать закон Ома для участка цепи, научиться применять его при решении задач;
  • развивающие: развивать умения сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов; продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
  • воспитательные: воспитывать чувство уважения к товарищу при работе в группах, учащиеся должны убедиться в том, что: законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.

Задачи (шаги, с помощью которых достигаются цели урока):

  • усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется;
  • усвоить, что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остается постоянным;
  • знать закон Ома для участка цепи;
  • уметь определять силу тока; напряжения по графику зависимости между этими величинами и по нему же – сопротивление проводника;
  • уметь наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента;
  • уметь применять закон Ома для участка цепи при решении задач;
  • отрабатывать навыки проверки размерности;
  • отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями величин.

Использованные источники (книги с указанием автора, названия, издательства, года издания; ссылки на сайты, с которых была взята информация для урока):

Ход урока

1. Актуализация знаний. (Сценка)

1 ученик: «Ура, свобода! Семь уроков закончилось. Пойдем домой»

2 ученик: «Вы сейчас дома что будете делать?»

3 ученик: « Я сяду за компьютер, пока родители не пришли с работы. А то они твердят одно и то же: «Ты уроки делал? На носу экзамены? Как будто мне больше нечем заняться»

1 ученик: «А я обед разогрею в микроволновке. Кушать хочется»

2 ученик: «А я телек посмотрю, а то что – то я сегодня устал»

3 ученик: « Не мудрено, семь уроков. Бедные, мы бедные. Все в голове перемешалось: суффикс, алгоритм, биоценоз, дифференциация, интеграция, синтез…»

1 ученик: каждый учитель думает, что его предмет самый важный, вот и требует с нас по полной. А у нас голова то одна»

2 ученик: «Ты прав. Вот сегодня, например, Наталья Викторовна весь урок говорила одно и то же: «Электричество нужно. Электричество важно. Что в нем такого важного и нужного? »

(Далее звучит сообщение о том, что из-за непогоды произошел обрыв проводов и приостановлена подача электричества)

1 ученик: «Что же мы теперь будем делать? Я кушать хочу!

Читайте также  Как рассчитать расход воды через трубу?

2 ученик: «А я теперь на новый уровень в игре не пройду»

3 ученик: «И телевизор не посмотришь. Серию любимого сериала пропущу»

2. Проверка знаний

№1. На рисунке 1 изображены условные обозначения, применяемые на схемах. Каким номером обозначены?

Какое слово лишнее в цепочке слов: источник тока, соленый огурец, соленый помидор? (Лишнего слова нет. Это все источники тока. Демонстрация действия источников)

№2. Из каких частей состоит электрическая цепь, изображенная на рисунке?

1.Элемент, выключатель, лампа, провода.

2. Батарея элементов, звонок, выключатель, провода.

3. Батарея элементов, лампа, выключатель, провода.

По истечении времени, отведенного для выполнения проверочной работы, учитель собирает карточки и ответы учащихся.

3. Актуализация опорных знаний

№3. А теперь проверим, как вы видите нарушения в составлении электрических цепей.

Перед вами две схемы

1. Почему не горит исправная лампа в первой цепи при замыкании ключа? (Рис. 1)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Электрическая цепь имеет разрыв. Чтобы лампа загорелась, в цепи должен существовать электрический ток, а это возможно при замкнутой цепи, состоящей только из проводников электричества .

Учитель. А чем проводники отличаются от непроводников или изоляторов?

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Проводники – такие тела, через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. А в изоляторах такие переходы невозможны, и лампа загорается.

Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, устранив разрыв, демонстрирует правильный ответ. Лампа загорается.

2. Почему не звенит звонок во второй цепи при замыкании цепи? (Рис. 2)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Для получения электрического тока в проводнике, надо в нем создать электрическое поле. Под действием этого поля свободные заряженные частицы начнут двигаться упорядоченно, а это и есть электрический ток. Электрическое поле в проводниках создается и может длительно поддерживаться источниками электрического поля. Электрическая цепь должна иметь источник тока. Подключаем цепь к источнику тока и звонок звенит.

Приглашается ученик, который дал правильный ответ и он, подсоединив к цепи источник тока, демонстрирует правильный ответ.

№4. Где надо расположить источник тока, чтобы при замыкании ключа К1 зазвенел звонок, а при замыкании ключа К2 загорелась лампа? (Рис. 3)

Ответ учащихся.

Эталон ответа. Источник тока необходимо располагать параллельно ветвям, содержащим звонок и лампочку.

4. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

  1. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
  2. Закон Ома.
  3. Применение закона Ома.

А). Электрический ток в цепи – это направленное движение заряженных частиц в электрическом поле. Чем сильнее действие электрического поля на эти частицы, тем и больше сила тока в цепи. Но действие поля характеризуется напряжением. Поэтому можно предположить, что сила тока зависит от напряжения. Эту зависимость можно установить экспериментально.

Эксперимент показывает, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Эту зависимость желательно проиллюстрировать графически – построить график зависимости I = f(U).

Б). Закон Ома для участка цепи можно установить экспериментально:

Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:

а) опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;

б) опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;

в) опыты с демонстрационным реохордом.

Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр. Работу проводят в группах в два этапа. Сначала устанавливают зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника:

На втором этапе, не меняя сопротивления, измеряют силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи. По результатам этого опыта устанавливают прямую пропорциональную зависимость силы тока от напряжения:

Результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи:

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональнa его сопротивлению.

В). Применение закона Ома.

После установления закона Ома целесообразно закрепить его понимание решением соответствующих задач. Учащиеся должны из закона Ома получать производные формулы: и U = I · R.

Кроме того, необходимо научить учащихся решать комбинированные задачи с использованием зависимостей

5. Решение задач

Для самостоятельного решения в классе можно предложить следующие несложные задачи:

Задача 1 (устно)

Какое напряжение надо создать на концах проводника, сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А? (Ответ: 10В)

Задача 2

На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит?

Найдите сопротивление спирали лампы. (Ответ:12.5Ом )

Задача 3

При напряжении 220 В сила тока в резисторе равна 5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В? (Ответ: 44 Ом; 4.5 А )

6. Защита творческих проектов

За 2-3 недели до проведения мероприятия класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает задание: выполнить проект в виде макета. На макете может быть изготовлено то, что интересует больше всего ее членов. Например, спортивный зал или красивый уголок парка. Обязательное условие – использовать в проекте электрические цепи.

Настал момент, когда каждая группа может продемонстрировать домашнее задание (3 группы.)

А сейчас мне хотелось бы вспомнить об одном ученом.

Конец XVIII века, Франция, город Лион, дом одного из коммерсантов. Немного странно, но все же заглянем внутрь. В библиотеке мы видим 14-летнего мальчика. Он в совершенстве владеет латынью, очень много времени проводит за книгами, и уже успел изучить 20-томовую энциклопедию Дидро и Даламбера. Не посещая школу, этот мальчик смог получить всестороннее образование, благодаря огромному трудолюбию и настойчивости. Этому мальчику предстоит вскоре стать всемирно известным ученым. Кто же это? И какое отношение он имеет к нам, а также империи тока.

О каком ученом идет речь?

Этим ученым является АНДРЕ-МАРИ АМПЕР.

А вспомнила я о нем не только потому, что он имеет непосредственное отношение к электричеству, но и для того, чтобы обратить ваше внимание на целеустремленность подростка, огромное желание приобретать знания. В наше время для вас созданы все условия для успешного обучения, поэтому мне хотелось Вам, мои ученики, пожелать воспитать в себе целеустремленность в достижении поставленных целей и огромного трудолюбия.

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.

Фирдоуси, персидский поэт,
940-1030 гг.

Домашнее задание:

  1. § 42, 44 учебника; вопросы и задания к параграфам.
  2. Выполнить упражнение 19 (1-4), с. 102-103 учебника.

Открытый урок по физике на тему «Закон Ома для участка цепи»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Урок изучения нового материала из курса физики 8 класса, раздел «Электрические явления». На этом уроке проверяется связь между тремя характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением.

Скачать:

Вложение Размер
zakon_oma_dlya_uchastka_tsepi.docx 607.27 КБ

Предварительный просмотр:

Закон Ома для участка цепи.

Ондар Ай-кат Борисовна

МБОУ Кара-Хаакская СОШ

Предмет, количество часов в неделю

Тема и номер урока в теме

Электрические явления. Урок № 11. Тема: «Закон Ома для участка цепи».

Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012 год.

Обобщить знания учащихся об электрическом токе и напряжении и установить на опыте зависимость силы тока от напряжения на однородном участке электрической цепи и от сопротивления этого участка, вывести закон Ома для участка цепи.

— обучающие : закрепление понятия сила тока, напряжение, сопротивление; вывести зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи. Закон Ома для участка цепи. Примеры на расчёт силы тока, напряжения и сопротивления проводника.

-развивающие : развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;

продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

-воспитательные : развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.

Урок формирования новых знаний с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Работа с текстом, решение количественных и качественных задач.

Используемые приемы обучения

Э вристический; исследовательский.

Словесный , частично-поисковый , П рактический, объяснительно-иллюстративный , репродуктивный , наглядный, методы контроля и самоконтроля .

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, запись на доске, учебник, презентация, лабораторные амперметр и вольтметр, источник тока, ключ, проводники, соединительные провода , тетради учащихся.

1 .Зависимость силы тока от сопротивления проводника при постоянном напряжении;

2 .Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении участка цепи.

регулятивные: самостоятельность, целеполагание, контроль;

познавательные: практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, интерес к новому учебному материалу;

коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, общительность, умение договариваться, работать в группе, аргументировать, отвечать на поставленные вопросы;

личностные: справедливость, формирование адекватной позитивной самооценки, оценивание успехов, установка на ЗОЖ.

  1. Организационный этап. (Самоопределение к деятельности)

Цель: Проверить готовность обучающихся, их настрой на работу.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в данный момент времени. У вас на столе лежат оценочные листки (приложение 1), куда вы будете вносить оценки за все ваши действия, а в конце выставите итоговую оценку за урок.

— Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие?

— Сила тока, напряжение, и сопротивление

-Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какая это зависимость?

— Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

-Правильно! А как называется такая зависимость?

-Верно! И графиком этой зависимости будет прямая! Но ведь у нас еще есть третья величина — сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

— Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением.

— Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.

2. Актуализация опорных знаний . «Вызов» (Фронтальная работа с классом)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд (приложение 2) и отгадаем выделенное слово по вертикали. Каждый выполняет эту работу самостоятельно, а потом мы проверим.

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)
  2. Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)
  3. Единица измерения электрического заряда (количества электричества) в Международной системе единиц (СИ). (Кулон)
  4. Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)
  6. Единица напряжения. (Вольт)
  7. Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)
  8. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

— Какое выражение мы получили?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Закон Ома. А почему он так называется, мы узнаем, открыв учебник на стр.101.(Один из учащихся читает про Георга Ома, остальные следят)
— Откройте тетради и запишите тему урока: «Закон Ома для участка цепи».

3.Изучение нового материала . «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах)

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.

– Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 2 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая — как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3). Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами.

После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Тема: «Закон Ома для участка цепи». Урок по физике в 9-ом классе

Урок по физике в 9-ом классе.

Тема: «Закон Ома для участка цепи».

Образовательная: обнаружить и раскрыть связь между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке электрической цепи, повторить и закрепить понятия: сила тока и напряжение.

Развивающая: развивать умения проводить эксперимент, наблюдать, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, устанавливать логическую взаимосвязь физических величин.

Воспитательная: прививать интерес к предмету «Физика», воспитывать умение работать в коллективе.

Задачи урока:

1. Установить зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи при его неизменном сопротивлении.

2. Доказать независимость сопротивления проводника от силы тока и напряжения.

3. Знать закон Ома для участка цепи.

4. Уметь применять закон Ома для решения задач.

5. Уметь работать с графиком зависимости силы тока от напряжения.

1. организационный момент.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализация знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление. Решение задач.

6. Подведение итогов урока, оценка работы обучающихся.

7. Резерв. Запись опорного конспекта.

8. Рефлексия с помощью смайликов.

Обучающиеся должны знать: связь между силой тока, напряжением, сопротивлением, зависимость: силы тока от напряжения, силы тока от сопротивления, формулу закона Ома.

Обучающиеся должны уметь: формулировать закон Ома, проверять его экспериментально, выводить формулу U = I ∙R; R = , объяснять независимость сопротивления от напряжения и силы тока, по графику зависимости I(U) при R – const определять сопротивление участка цепи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный вольтметр, амперметр с закрытой шкалой, реостат, выпрямитель до 50 В, на партах выпрямитель 4 В, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, резистор, соединительные провода, инструкции, опорные конспекты.

Эпиграф: « Не знаешь закон

(Из советов опытного

2. Проблемная ситуация. Рассказ учителя о двух электриках: в одной организации вышли из строя приборы. Пришли два электрика. Посмотрели на щит, а там амперметр, вольтметр и реостат. У амперметра стрелка задевает за шкалу. Как узнать, какую силу тока должен показывать амперметр? «У нас такого амперметра нет!» — Сказал молодой электрик. «Воспользуемся законом Ома». «Так какие показания можно снять с закрытого амперметра?» — спрашивает учитель. На этот вопрос мы и попробуем ответить в конце урока.

3. Вводное повторение.

1. Какими величинами характеризуется прохождение электрического тока в цепи?

2. Какую величину называют силой тока?

3. В каких единицах оно измеряется?

6. Что называется электрическим сопротивлением?

7. В каких единицах измеряется электрическое сопротивление?

4. Учитель: А существует ли между указанными физическими величинами какая-нибудь связь? Или они независимы друг от друга? Решением этой проблемы занимались многие ученые очень долгое время. Одним из них был немецкий ученый Георг Ом. Попробуем и мы так же, как и Георг Ом отыскать связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Для этого мы выполним лабораторный опыт (15 минут). (Приложение – 1).

5. Инструктаж по Т. Б.

6. Анализ результатов. Анализируют ученика.

а) Во всех трех случаях при включении различных резисторов напряжение на участке цепи прямо пропорционально силе тока, однако коэффициент пропорциональности различен. (График на доске).

б) Коэффициент пропорциональности изменяется, когда меняется резистор.

1) = 1; 2) = 2; 3) = 3/

в) Коэффициент пропорциональности равен сопротивлению проводника с током

I = ; U = I R; R =

Сила тока и напряжение на участке цепи зависит от сопротивления, но сопротивление зависит от свойств проводника, но не от силы тока и напряжения.

7. Учитель: Что же мы с вами установили? Откроем стр.38 и прочитаем. Да это закон Ома, открытый им в 1827 г. и носящий его имя. математическая запись I =

8. Учитель: Но неужели все великие открытия совершаются так просто? Почему же великим ученым понадобилось так много времени для нахождения связи между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи?

Ученики: Тогда не было таких простых и надежных приборов, как сейчас.

Учитель: Посмотрите на прибор, которым пользовался георг Ом. он очень сложен, не так ли? А сейчас нам в наших открытиях могут помогать компьютеры. С их помощью можно производить вычисления, чертить графики. Проверим наши предположения на экране монитора.

9. Демонстрация компьютерной модели зависимости силы тока от напряжения.

10. Подведение итогов по опорному конспекту на экране. У каждого на парте лежит опорный конспект в печатном варианте на листе.

Ученики: Мы установили, что между силой тока, напряжением, сопротивлением есть связь. Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению. При неизменном сопротивлении сила тока прямо пропорциональна напряжению. Если же напряжение в цепи неизменно, то сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, чем больше R, тем меньше I.

11. Учитель: А теперь попробуем решить проблему, возникшую у электриков в начале урока. Зная показания вольтметра и сопротивление резистора мы легко определим показания закрытого амперметра.

12. Дополнительное задание Мартынов стр.129, № 000 Т 1; 725 Т 6; 726 Т2;

13. Рефлексия (смайлики).

14. О. К. на листах, выучить и с помощью § 14 уметь объяснить.

Приложение – 1. Инструкция для проведения опыта.

1. Соберите цепь по схеме (рис.1).

2. С помощью реостата изменяйте силу тока в цепи и измеряйте напряжение на участке, где включен резистор.

3. Заполните таблицу.

Отношение

4. Сделайте вывод о связи между I; U; R на участке цепи.

Рис.1

Конспект урока по физике на тему «Закон Ома для участка цепи»

Урок изучения новой темы, включает в себя 5 этапов: организационны,повторение, актуализация знаний, изучение нового материала и закрепление изученного. Конспект содержит материал для составления презентации. Предлагается ряд красочных задач. Конспект урока к учебнику Громова 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему «Закон Ома для участка цепи» »

Конспект урока по физике

Закон Ома для участка цепи

Учитель физики

Рихерт Т.М.

Образовательная:

Учащиеся должны усвоить, что:

— сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника.

— сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. Эта зависимость называется законом Ома и вычисляется по формуле

Развивающая:

Учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности:

-Устанавливать обратную пропорциональность между силой тока и сопротивлением

-Распознавать и воспроизводить ситуации, соответствующие этим фактам.

Воспитательная:

Учащиеся должны убедиться в том, что:

-Законы физики являются отражением тех связей, которые существуют в природе.

-Для объяснения многих явлений необходимо знать материал предыдущего занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод урока: Наглядно – словесный.

Оборудование: Мел, доска, амперметр, вольтметр, ключ, проводники (обладающими различными сопротивлениями), источник тока (аккумулятор), провод

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, садитесь. (дежурный, отсутствующие)

2. Этап актуализации знаний

Учитель: На предыдущих занятиях мы рассмотрели три величины, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи, — это сила тока, напряжение и сопротивление.

Рассказ: В одной организации вышли из строя приборы. Пришли два электрика. Посмотрели на щит, а там амперметр, вольтметр и реостат. У амперметра стрелка задевает за шкалу. Как узнать, какую силу тока должен показывать амперметр? «У нас такого амперметра нет!» — Сказал молодой электрик. «Воспользуемся законом Ома». «Так какие показания можно снять с закрытого амперметра?» — спрашивает учитель. На этот вопрос мы и попробуем ответить в конце урока.

Давайте вспомним, что такое сила тока, напряжение и сопротивление? Для этого вам нужно ответить письменно на вопросы задание на ваших столах.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вариант – I

ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛЫ ТОКА?

ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ?

Вариант – II

АМПЕРМЕТР — …

ФОРМУЛА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ?

УДЕЛЬНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — …

ЕДИНИЦ А ИЗМЕРЕНИЯ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ?

Учитель: передавайте я проверю ваши знания.

А теперь, дайте небольшую характеристику каждой из этих величин, по плану:

Что характеризует данная величина?;

В каких единицах измеряется?.

Для этого заполним общую таблицу

Электрический ток в проводнике

Каким прибором измеряют

Условное обозначение прибора

3. Мотивационный этап

Учитель: А как связаны между собой эти величины?

Ученик: Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника.

Учитель: Верно.

Учитель: А, зависит ли сила тока от сопротивления?

Учитель: А, как зависит сила тока от сопротивления?

4. Этап изучения нового материала

Учитель: Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Закон Ома для участка цепи». Скажите, существует ли зависимость между силой тока и напряжением?

На сегодняшнем уроке нам необходимо решить следующую задачу:

выяснить, как зависит сила тока на участке цепи от приложенного напряжения и величины сопротивления одновременно. Это является главной целью нашего урока.

Итак, работу на сегодняшнем уроке будем проводить по этапам.

— Сначала установим зависимость силы тока от напряжения, запишем математически эту зависимость и проверим на опыте.

— Второй этап будет состоять в установлении зависимости между силой тока и сопротивлением, при постоянном напряжении; запишем результаты в таблицу, сделаем вывод о характере этой зависимости.

— На третьем этапе мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока.

Учитель: Ребята, зависимость силы тока от напряжения и сопротивления, с которой мы сегодня познакомимся, была впервые установлена немецким ученым Георгом Омом в 1827 году, и поэтому носит название закона Ома для участка цепи.

Георг Ом (1787-1854) — немецкий физик-экспериментатор. Он родился 16 марта 1787 года в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился сначала в гимназии, а потом в университете. Сначала он преподавал математику в одной из частных школ Швейцарии. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже. Свою научную деятельность начал с ремонта приборов и изучения научной литературы. Создание первого гальванического элемента открыло перед физиками новую область исследований, и Ом сделал важнейший шаг на пути создания теории электрических цепей

Учитель: итак, давайте выясним, в нашем случае какую физическую величину надо изменять, а какую величину – измерять, а какую оставить постоянной?

Давайте проведем несколько опытов на выяснения зависимость силы тока от напряжения. У нас на столе собрана цепь из некоторых электрических приборов. Начертите схему этой электрическо цепи (один ученик на доске) ( Учитель быстро раскрывает назначение каждого элемента собранной демонстрационной установки, определяя цену деления электроизмерительных приборов).

Для лабораторно работы вызываю одного учащегося, он контролирует показания приборов. Дети чертят таблицу в тетради.

Подаю напряжение на концы проводника 4В. Какую силу тока показывает амперметр? 0,4А.

Я увеличу напряжение до– 6В.

Изменились ли показания амперметра?

Да, сила тока в цепи 0,6А.

Т.е. увеличивая напряжение, сила тока тоже увеличилась .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: